400 произведений и любовь многих поколений читателей
Рей Бредбери
Быстрые ссылки: все книги Брэдбери, все повести, все рассказы, рассказы на английском языке, рассказ «Каникулы»
Лучшие рассказы: марсианские рассказы, сборник 100 лучших рассказов, И грянул гром, Всё лето в один день, Лёд и Пламя, Синяя бутылка
Именно с его книг у многих началась любовь к фантастике и к чтению. "Чтобы дожить до 90 лет, нужно всецело любить жизнь", - заявил в обращении к читателям мэтр фантастики.
В его биографии много интересного. Детские страхи, встреча с магом Электрико. Впрочем, вам лучше прочитать её полностью и приблизится к человеку, дарящему нам другие миры, ощущения и ожидание чуда
В его биографии много интересного. Детские страхи, встреча с магом Электрико. Впрочем, вам лучше прочитать её полностью и приблизится к человеку, дарящему нам другие миры, ощущения и ожидание чуда
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Но строго говоря, Брэдбери не является фантастом, его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастичных произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери не раз вручали самые престижные премии в области фантастики (Небула-1988, Хьюго-1954) помимо множества общелитературных премий, включая Пулитцеровскую.
Брэдбери успел прославиться не только как писатель-прозаик, у него вышло несколько сборников стихов и эссе. Он успел поработать журналистом, автором статей для журналов, сценаристом и драматургом. На нашем сайте можно почитать и о его удивительных успехах в архитектуре и даже посмотреть на картины работы Брэдбери.
Но, конечно, главную оглушительную, пережившую десятилетия славу ему принесли повести и рассказы. В них есть что-то, что завораживает людей самого разного возраста, живущих в разных уголках Земли.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы, не развлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии.
Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого (в том числе от самого автора) смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей.
Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в большинстве произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.
И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не сколько фантастичность, (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение правдоподобием. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей фантастических допущений. По аналогии с живописью — живопись импрессионистов: состояние, движение, а не сюжет! Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, исторические зарисовки, стихи.
Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию, чувства. В своих произведениях сочувствует прежде всего
людям искусства (и даже больше его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто мешает жить творческим людям, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. В повести «Марсианские хроники» (глава «Эшер II») главный герой с болью и надрывом описывает сжигание книг, но потом хладнокровно убивает с десяток живых людей, при этом обставляя убийства с завидной фантазией, по книгам Эдгара По...
Своеобразно Брэдбери решает и этические проблемы: зло и насилие в его книгах предстают нереальными, «понарошными». Как некие «тёмные силы», лучший способ борьбы с которыми — их игнорирование, обыгрывание, уход в другую плоскость восприятия. Очень ярко эта позиция нашла отражение в романе «Надвигается беда», где в финале главные герои побеждают «тёмный карнавал» нечисти балаганным весельем.
Основные крупные произведения, переведённые на русский язык:
* Марсианские хроники, 1950 год (The Martian Chronicles)
* 451 градус по Фаренгейту, 1953 год (Fahrenheit 451)
* Вино из одуванчиков, 1957 год (Dandelion Wine)
* Надвигается беда, 1962 год (…Something wicked this way comes)
* Канун всех святых, 1972 год (The Halloween Tree)
* Смерть — дело одинокое, 1985 год (Death is a lonely business)
* Кладбище для безумцев, 1990 год (A Graveyard for Lunatics)
* Зелёные тени, белый кит, 1992 год (Green shadows, white whale)
* Давайте все убьём Констанцию, 2002 год (Let’s All Kill Constance)
* Лето, Прощай!, 2006 (Farewell Summer)
Некоторые из его рассказов:
* Жила-была старушка, 1944 (There Was an Old Woman)
* Будет ласковый дождь, 1950 (часть Марсианских хроник) (There Will Come Soft Rains)
* Ревун, 1951 (The Fog Horn)
* Завтра конец света, 1951 (The Last Night of the World)
* И грянул гром, 1952 (A Sound of Thunder)
* Здравствуй и прощай, 1953 (Hail and Farewell)
* Запах сарсапарели, 1958 (A Scent of Sarsaparilla)
* Берег на закате, 1959 (The Shore Line at Sunset)
* Всё лето в один день, 1959 (All Summer in a Day)
* Диковинное диво, 1962 (A Miracle of Rare Device)
* Марсианские хроники, 1950 год (The Martian Chronicles)
* 451 градус по Фаренгейту, 1953 год (Fahrenheit 451)
* Вино из одуванчиков, 1957 год (Dandelion Wine)
* Надвигается беда, 1962 год (…Something wicked this way comes)
* Канун всех святых, 1972 год (The Halloween Tree)
* Смерть — дело одинокое, 1985 год (Death is a lonely business)
* Кладбище для безумцев, 1990 год (A Graveyard for Lunatics)
* Зелёные тени, белый кит, 1992 год (Green shadows, white whale)
* Давайте все убьём Констанцию, 2002 год (Let’s All Kill Constance)
* Лето, Прощай!, 2006 (Farewell Summer)
Некоторые из его рассказов:
* Жила-была старушка, 1944 (There Was an Old Woman)
* Будет ласковый дождь, 1950 (часть Марсианских хроник) (There Will Come Soft Rains)
* Ревун, 1951 (The Fog Horn)
* Завтра конец света, 1951 (The Last Night of the World)
* И грянул гром, 1952 (A Sound of Thunder)
* Здравствуй и прощай, 1953 (Hail and Farewell)
* Запах сарсапарели, 1958 (A Scent of Sarsaparilla)
* Берег на закате, 1959 (The Shore Line at Sunset)
* Всё лето в один день, 1959 (All Summer in a Day)
* Диковинное диво, 1962 (A Miracle of Rare Device)
Более подробный список можно посмотреть здесь.
И ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ!

Комментариев нет:
Отправить комментарий