понедельник, 30 ноября 2020 г.

 

Зимнее чтение: топ-12 книжных новинок

 


  Зима – благодатная пора для чтения. Как же приятно окунуться в удивительный мир хорошей книги, когда за окном мягко сыплет белоснежная пыльца, переливаясь искрами на свету. Тем более, что скоро наступит самый любимый праздник – Новый год, который наверняка подарит нам множество потрясающих литературных произведений. 
  Мы узнали, какие книги станут приятным новогодним сюрпризом для заядлых читателей. Итак, представляем самые интересные литературные новинки, завершающие собой литературный сезон 2020 года. Приятного вам  предновогоднего чтения!

 

  А. Брэдли «Красавиц мертвых локоны златые». После череды трагических событий в семье де Люс, наконец, случилась радость. Старшая сестра Офелия выходит замуж, изрядно помотав нервы своему избраннику и окружающим. Флавия считает минуты до отъезда молодоженов и предвкушает, как в поместье Букшоу наступит относительный покой, а сама она с головой погрузится в работу детективного агентства «Артур У. Доггер и партнеры. Осторожные расследования». Однако очаровательное сельское празднество омрачено необъяснимым происшествием – в свадебном торте обнаружен отрубленный палец…

   С. Бадани «Качели судьбы». Душевная книга о блужданиях и путешествиях, о поисках своего места в мире. Молодая красавица Джайя была успешной журналисткой, однако ее терзала неспособность родить ребенка. Эта беда повлекла за собой новое горе – от Джайи ушел муж. Девушка решила сбежать из шумного Нью-Йорка на родину своих предков – в Индию. В этой стране ей предстоит раскрыть многие тайны своей семьи и, наконец, примириться с собой, найдя гармонию и счастье.

 

  С. Фернандес-Видаль «Квантовая вселенная». Главный герой – Нико Мир – таинственным образом находит проход в параллельный мир, где мальчика ждут увлекательные и порой опасные приключения, связанные с физикой.

 

  К. Макгоуэн «Что ты сделал». Шестеро бывших выпускников решили собраться вместе и устроить вечеринку. Две женатые пары, холостой Билл и Карен – подруга хозяйки дома – весело проводили вечер. Но ночью случилась беда: кто-то изнасиловал Карен и она уверяет, что это сделал муж ее подруги. Говорит ли женщина правду? А если да, то как же Майкл мог так чудовищно поступить?

   С. Ли «Наперегонки с Луной». Читатель перенесется в США начала XX века и познакомится с поразительной эмигранткой – Мерси Вонг. Девушке всего 15 лет, но она уже твердо уверена, что сможет осуществить любые свои мечты, будто то полет на воздушном шаре или поступление в колледж, куда берут лишь белых парней. Однако Мерси ждет непростое испытание. 18 утра 1906 года в Сан-Франциско произошло одно из самых страшных землетрясений в США, которое перевернуло мир Вонг с ног на голову. К слову, это землетрясение – не выдумка автора.

 

  Р. Боуэн «Залив ангелов». Это история молодой дворянки, чья семья разорилась. Открыв в себе таланты к кулинарии, Бэлла Уэверли решается взять чужое имя, чтобы устроиться поваром при дворе королевы.

 
  М. Тович «Ласточки в темноте». Полицейский Павел отправляется в Карелию по просьбе друга, чтобы помочь его родственнице с важным проектом. По дороге он узнает пугающую легенду: на один из местных островов наложен заговор – те, у кого черная душа, должны на нем погибнуть. Вскоре на острове находят первый труп. Теперь всем, кто оказался в этой поездке, придется погрузиться в темное прошлое и вынуть на свет тайны, которые порой оказываются страшнее легенд.

 

  Е. Рождественская «Зеркало». Автор книги – писатель, фотохудожник, дочь известного поэта Роберта Рождественского. 
  История одной московской семьи в нескольких поколениях и большого родового зеркала, стоящего в гостиной. У вас дома висит зеркало. Иначе и быть не может. Вот и представьте, сколько оно видело за долгую зеркальную жизнь. Какие события происходили в его присутствии – свадьбы, смерти, любови, страсти, скандалы, рождения. Как оно впитывало человеческие события и эмоции, как оно их пожирало.

 

  Р. Гэлбрэйт «Дурная кровь». Роберт Гэлбрэйт – литературный псевдоним Джоан Роулинг, «мамы» Гарри Поттера. Это продолжение цикла о Страйке, который столкнется с очень необычным маньяком.

 

  Дж. Барри «Свободное падение». Пережить родное  дитя – что может быть страшнее для матери? Мэгги не может смириться со смертью любимой дочери. Она отказывается верить в то, что страшная авиакатастрофа забрала жизнь ее ребенка. Мэгги решает начать собственное расследование жуткой трагедии и с каждым разом открывает для себя тайны из жизни погибшей. Кажется, она не так уж и хорошо знала родную дочь…

 

  П. Кэдиган «Искусники». Захватывающий роман для любителей научной фантастики и поклонников историй о виртуальной реальности. Читатель перенесется в прогрессивный мир высоких технологий, где большая часть жизни проходит в режиме онлайн. Однако виртуальное существование многих оказывается под угрозой из-за появления опасного вируса. Всему виной новшество Искусников – гениальных хакеров, по вине которых привычный людям мир может рухнуть. Смогут ли Искусники исправить свои ошибки и уничтожить порожденный ими вирус?

 

  Дж. Колган «Книжный магазинчик у озера». Лондон был суров к Зои – одинокой матери, которой с трудом удается свести концы с концами. Женщина решает переехать к озеру и устроиться на работу нянькой для сирот и помощницей в книжной лавке. Смена обстановки выдалась непростой, а сироты оказались на редкость непослушными детьми. К счастью, книги могут излечить душевные раны Зои.

 

среда, 11 ноября 2020 г.

И. С. ТУРГЕНЕВ (9 ноября 1818 - 3 сентября 1883) -  Русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, почётный доктор Оксфордского университета, почётный член Московского университета.



" Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь." И. С. Тургенев.




    " ВЫ НАПРАСНО ГОВОРИТЕ О МОЕМ СЧАСТЬЕ..." Осенью 1889 года в женском монастыре уездного города Белёв, что на Оке, поселилась преклонных лет грузноватая, в очках, женщина. Что привело её сюда? Вера? Смирение? Или, может быть, отчаянье и усталость? Вот что писала брату через два месяца монастырской жизни добровольная затворница: "Куда я ни пристраивалась и как ни пробовала жить, все ничего не выходило и дело мое нигде не выгорало, а здесь я чувствую, что поставила точку." Последние два слова автор письма подчеркнула, что придает ее посланию особый смысл. "...Я пробовала отказаться от всего, что меня отвлекает,- музыка, чтение ненужных книг, встреча с разными ненужными людьми, пустые разговоры, даже привычка хотя бы интересоваться делами и жизнью моих дочерей...- все это мешает жить своей внутренней жизнью."
      Минуло больше века, как написаны эти строки, но письмо не затерялось, а бережно хранится в Государственном музее Л. Н. Толстого, ибо женщина, поселившаяся в скромном приокском монастыре - родная и единственная сестра автора "Войны и мира". Именно ему адресовала она свою исповедь. В повести "Отрочество" сестра Маша выведена под именем Любочка "Любочка невысока ростом, и, вследствие английской болезни, у нее ноги до сих пор еще гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза; и глаза эти действительно прекрасны - большие, черные, и с таким неопределимо приятным выражением важности и наивности, что они не могут не остановить внимания. Любочка во всем проста и натуральна... смотрит всегда прямо и иногда, остановив на ком-нибудь свои огромные черные глаза, не спускает их так долго, что ее бранят за это, говоря, что это неучтиво."
        Когда осенью 1854 года вышел номер "Современника" с этой повестью, Толстой был в Кишиневе, но нашелся человек, который позаботился, чтобы сестра прочла произведение брата. Это был ее сосед по имению. "Милостивый государь! - писал из своего поместья сей заботливый господин графу Валерьяну Петровичу Толстому, мужу Марии Николаевны.- Посылаю вам номер "Современника", в котором помещена повесть брата Вашей супруги, думая, что это будет интересно для Вас. Я давно имел желание с Вами познакомиться..." Спустя неделю знакомство состоялось. Сосед произвел на Толстых, в особенности на молодую хозяйку, впечатление более чем благоприятное. В упоении поведала она брату Николаю, что "это простой человек, он играет с ней в бирюльки, раскладывает гранпасьянс, большой друг с Варенькой" (дочерью Марии Николаевны), а брат Николай отписал обо всем брату Льву, прибавив по-французски, что "Маша не знает света и вполне может ошибиться в отношении такого умного человека, как Тургенев". Соседом четы Толстых был именно Иван Сергеевич Тургенев! Он спешит поделиться с Некрасовым о своем первом визите к толстовской родне и в первую очередь о хозяйке дома: "... Сестра автора "Отрочества" - премилая женщина - умна, добра и очень привлекательна." И снова о ней: "Завтра я с графиней Толстой крещу у тургеневского попа. Покумлюсь с ней... Она мне очень нравится". А как же "ноги... гусем"? А как же "прегадкая талия"? О, "у ней теперь ноги "не гусем" и талия прекрасная." Это уже из письма к П. В. Анненкову, которому  36-летний старик Тургенев поверяет под величайшим секретом сердечные тайны.  "Стариком" Иван Сергеевич именует себя сам. Описав, что за чудо сестра автора "Отрочества" ("мила, умна, проста - глаз бы не отвел"), признается:  "На старости лет... я едва ли не влюбился... не могу скрыть, что поражен в самое сердце. Я давно не встречал столько грации, такого трогательного обаяния... Останавливаюсь, чтобы не завраться... Вы подумаете: эка влюбчив, старый черт! Что делать! Чувствительным сердцем одарен от природы..."
          Для начала Тургенев посылает в Покровское свою новую повесть "Затишье", героиню которой тоже зовут Машей. Повесть о любви в помещичьей усадьбе.  Героиня, так же как и Мария Николаевна, терпеть не может стихов, потому что "все это сочинено и неправда". Примерно то же самое обронит пятьдесят лет спустя престарелая Мария Николаевна. Скупые ее воспоминания запишет с ее слов близкий знакомый Толстого помещик М. А. Стахович. " Я с детства не любила и не читала стихов; мне казалось, и я говорила ему, что они все - выдуманные сочинения, еще хуже романов, которых я почти не читала и не любила... Тургенев волновался и спорил со мною "даже до сердцов"... Понимаете ли.- Пушкин! Сам Пушкин!!"  Кончилось тем, что Тургенев привез в Покровское "Евгения Онегина" и устроил чтение вслух. "Прямо против двери, перед диванчиком, стоял круглый стол, покрытый ковром; кругом расставлены были кресла и стулья; на столе горела лампа. Я сел на диванчик, достал книжку. Хозяйка устроилась несколько поодаль и держала себя, в отличие от остальных, весьма сдержанно... Раза два я украдкой взглянул на нее: глаза ее внимательно и прямо были устремлены на меня; ее лицо мне показалось бледным." - "Фауст" (рассказ в девяти письмах) появился вскоре после знакомства с сестрой Толстого.
            Герой повести подробно информирует приятеля о своих недолгих отношениях с удивительной женщиной, которой был когда-то увлечен, потерял из виду и вот встретил вновь. Зовут женщину Верой Николаевной. Она, как и прототип ее, замужем, у нее дети, она музыкальна, а вот стихов терпеть не может, и герой специально для нее устраивает сеансы чтения.  " Удивительное создание! Проницательность мгновенная рядом с неопытностью ребенка, ясный, здравый смысл и врожденное чувство красоты, постоянное стремление к правде, к высокому, и понимание всего, даже порочного, даже смешного - и надо всем этим, как белые крылья ангела, тихая женская прелесть." " Ах, как слушает она! Однажды(помнится. мы читали "Онегина") он, растроганный и благодарный, целует ей руку... Это, конечно, было дерзостью. "Она слегка отодвинулась, устремила на меня взгляд (я, кроме ее, ни у кого не видал такого взгляда: в нем и задумчивость, и внимание, и какая-то строгость)...вдруг покраснела, встала и ушла."  Эпизод этот  припоминает в своих записках Е. В. Оболенская, дочь Марии Николаевны: "Моя мать не была хороша собой, но она была умная, оживленная, непосредственная, необыкновенно правдивая, у нее были прекрасные глаза - лучистые глаза княжны Марьи; она была и прекрасная музыкантша. Ею очень восхищался И. С. Тургенев. Он часто бывал у нас в Покровском, там он любил слушать музыку. Однажды он ей вслух читал "Евгения Онегина"; он поцеловал у ней руку, она отдернула руку и сказала..."Рукопись в этом месте попорчена, но мы можем прочитать это в тургеневском "Фаусте"- "Пожалуйста, вперед не делайте этого!" Зачем же Тургенев описывает столь интимные подробности? А затем, что "образ ее не выходит у меня из головы, и я едва ли не с тем намерением стал писать к тебе письмо, чтобы иметь возможность думать и говорить о ней." "Маша очарована Тургеневым"- сообщает в Кишинев Льву брат Николай. И опять по-французски, что придает тексту пикантность.  Познакомились они осенью, а первые "молнии промелькнули" лишь весной следующего года, когда Тургенев жил в Петербурге. "Я получил дня два назад Ваше письмо, в котором гораздо больше скрытой горечи, чем бы следовало - по-настоящему, ей совсем не следует быть. Вы пеняете на меня за мое молчанье или, говоря правильнее - за краткость и сухость моих писем - но Вы знаете, иногда пишешь коротко, потому что слишком много есть, что писать - а я именно в таком положении нахожусь... Прочтите мою повесть "Фауст" и скажите Ваше мнение. Напишите мне письмо побольше, обо всем, что придет Вам в голову; а я даю Вам слово, что отвечу аккуратно." Никогда ни одну свою вещь - а Мария Николаевна теперь читала все, что выходило из-под его пера в высшей степени пристрастно - не предварял он такой настоятельной и многозначительной просьбой. Она прочла и, растревоженная, узнавшая себя, написала "письмо побольше" - оно не сохранилось, зато сохранился тургеневский ответ. "Вы говорите о двойном человеке во мне - весьма справедливо,- только Вы, может быть, не знаете причин этой двойственности. Я буду с Вами тоже откровенен." Он вздыхает, что дело, мол, идет к старости, но счастья он так и не изведал, ибо не сумел свить себе "покойного гнезда". По-видимому, разговор о счастье затеяла Мария Николаевна. а Тургенев подхватил его: "Вы напрасно говорите о моем счастье: в чужой руке калач бел, чужая судьба завидна". Это намек на ее собственную судьбу, которая представляется ему куда более устроенной - не зря в конце письма велит кланяться супругу.
              Валерьян Петрович Толстой, муж Марии Николаевны. А она от него уехала.Уехала, потому что, в отличие от Тургенева, в ней не было "двойного человека". И счастья, которое виделось со стороны, не было тоже. В одном из писем брату Льву у нее вырвалось: "Хотя бы кто-нибудь из нашего семейства был счастлив!"  " Маша разъехалась с Валерьяном. Эта новость задушила меня" - записывает в дневнике будущий апологет семейной жизни. Тургенева новость настигла за границей, но не задушила."Я останусь Вашим другом, пока буду жив",- спешит уверить он отважную женщину и высказывает радость по поводу твердости, "с которой Вы взглянули на ваше положение и на Ваше будущее." Само собой, положение это представляется ему несколько затруднительным, зато "оно не ложно - это главное". Слово "ложно" в письме подчеркнуто. А далее следует осторожный вопрос: "... будет ли прошедшее чисто и навсегда отрублено?"  "После разрыва с мужем,- вспоминает старший сын Льва Толстого Сергей Львович,- ее отношения с Тургеневым не прекратились." Летом 1858 года Тургенев навестил свою героиню в Пирогове, где "провел очень приятно три дня".Так писал он в Лондон Полине Виардо, не упомянув даже имени той, кому предсказал в "Фаусте" печальный конец, лишь назвав ее "прекрасной и очень несчастной женщиной." Словом, был, как всегда, галантен и доброжелателен.  А вот Толстой записал в дневнике: "Тургенев скверно поступает с Машенькой. Дрянь." И через десять дней опять о Тургеневе -  "Трудно встретить безобразнейшее существо."
                Сестра. однако сожалеет, что "вы с Тургеневым разладились." Сама она не поссорилась с автором "Фауста" ни разу. "С вашей сестрой, писал Иван Сергеевич Льву Николаевичу,- жить очень легко но вы не умеете жить легко. Вы хотите во всем полноту и ясность - и хотите все это тотчас. Вы беспрестанно щупаете пульс своим отношениям с людьми и собственным отношениям." "Левочка, в делах сердца, право, мы,(женщины) лучше знаем.- И прибавляет с ласковым укором:...если ты начнешь рассуждать, то всё пропало" (из пмсьма брату) После смерти Тургенева П. В. Анненков писал: "Призыв и поиски идеальной женщины помогли ему создать тот Олимп, который он населил благороднейшими женскими существами, великими в своей простоте и в своих устремлениях... любовь сопровождала его до могилы, но то была любовь платоническая. Он страдал сознанием, что не может победить женской души и управлять ею: он мог только измучить ее. Для торжества при столкновениях страсти ему недоставало наглости, безумства, ослепления." "В любви одно лицо - раб, другое - властелин пишет Тургенев в 2Переписке2(1854 год), спустя месяц с небольшим после знакомства с Марией Николаевной Толстой. Писатель не желал быть ни тем, ни другим.
                  Брат и сестра Толстые. Мария Николаевна пережила брата на полтора года.Свои воспоминания о ней Сергей Львович Толстой заканчивает словами: "Она скончалась умиротворенной, тихо, без агонии." (источник: Руслан Киреев. "Музы любви". т. 1)

                  Галина Федореева(Хлебникова)